Вводная лекция

Акмеологическая составляющая в личностно-профессиональной подготовке человека

В данной лекции мне хотелось бы рассказать о собственном опыте достижения предельно быстрого и яркого результата в спорте, организации и руководстве кафедр «Восточных видов физической культуры» и «Спортивно-боевых единоборств», частного института «Менеджмента и безопасности бизнеса» и профессионального кикбоксинг клуба «Ямбурггаз – Академия Лесгафта». По мнению современных авторов, результат моей деятельности в определенный отрезок времени можно соотнести с понятием "акме", т.е. высшим для человека уровнем развития его физического здоровья, ума, чувства, воли, взаимодействующих так, что он добивается наибольшего результата, проявляя себя как индивид, личность и субъект деятельности. Многие авторы разделяют мнение о том, что "акме" является вершиной развития человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Однако вершину развития можно выделять не только у отдельного человека, но и у общества, человеческой цивилизации, что особенно важно в стратегическом кадровом менеджменте.

Аксиоматично, что спорт высших достижений, являясь секретной научно исследовательской «лабораторией», разрабатывает самые передовые технологии развития и функционирования человека в экстремальных ситуациях соревновательной деятельности, которые впоследствии становятся общественным достоянием. Разрабатываются также оптимальные социально психологические модели функционирования сообществ, начиная от отдельной спортивной команды, федерации и, заканчивая соответствующим государственным органом на уровне министерства. Соревнования высокого уровня привлекают внимание миллиардов зрителей, что позволяет максимально быстро включать обратную связь по коррекции указанных выше видов спортивной деятельности для достижения все более высоких результатов.

Целью данного курса лекций - предложить способы психического и психосоматического характера для достижения оптимальных результатов в различных областях социально значимой деятельности. Данные рекомендации основываются на более чем сорокалетнем моем опыте работы в качестве практического тренера – менеджера по спортивно-боевым единоборствам, подготовившим Чемпионов Мира, Европы, СНГ и Российской Федерации за максимально короткие сроки. Научно-методические аспекты исследования изложены при защите диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук по теме «Развитие теории и практики физической культуры путем обобщения опыта боевых искусств Востока», а также более чем в тридцати публикациях. Многие мои ученики, закончив свою спортивную карьеру, в дальнейшем добились определенных успехов не только в тренерско-преподавательской, научной, военной, актерской деятельности, но и на государственной службе.

Предлагаемые вашему вниманию практические рекомендации базируются не только на методах современной спортивной психологии, но и включают в себя многовековой эзотерический опыт боевых искусств Китая (ушу) по интенсивному развитию психофизических качеств человека, вершиной которых является искусство бесконтактного боя тайцзицюань. Интенсивное акме развитие человеческого организма как единого целого психических и телесных (соматических, физических) составляющих отражен в названии данного курса лекций. Следует отметить, что данная концепция вошла историко-психологическое и экспериментальное исследование (диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук) И.А. Воронова - доцента возглавляемой мной кафедры Спортивно-боевых единоборств СПБГАФК им. П.Ф. Лесгафта под названием «Восточноазиатская психотелесная теория личности в отечественной системе спортивных единоборств».

В современной психологии исследования по теории личности все чаще включают в себя восточные идеи: индийскую йогу, японский дзен и пр.
Восточные теории получают свое развитие в системах ценностей, которые зачастую резко отличаются от европейских и американских . Карл Густав Юнг (Jung C.G.) указывал: «Знание восточной психологии... формирует необходимую основу для критического и объективного рассмотрения западной психологии».

Мы привыкли верить, что внешний мир вокруг нас более реален, чем наш внутренний мир. Новая модель науки – квантовая физика и разработанная на ее основе квантовая психология утверждают обратное: то, что происходит внутри нас, затем воссоздается в окружающем нас мире. Главный постулат квантовой психологии гласит, что материальный мир и сознание сопряжены. И в обобщенной фундаментальной теории они не могут рассматриваться раздельно. Как ни странно, но данное положение является древне китайской концепцией, базирующейся на оригинальной теории личности цзинь-тянь, созданной 6-4 тысячелетий назад! Данная теория уже в то время имела характерные особенности, реализующие жесткие взаимосвязи между психическими состояниями, движениями или позами тела человека.

Так или иначе, но многие методы психотехники боевых искусств Востока используются и в современной психологии воздействия. Это и аутотренинг Шульца, и ролевые игры, и нейролингвистическое программирование, и, наконец, различные виды медитации. Однако, на наш взгляд, использование методик, предлагаемых в авторском варианте, может быть значительно эффективнее. При этом, утверждение некоторых представителей западной психологии и педагогики о том, что Восток, как и раньше, тщательно хранит свои тайны, справедливо только отчасти. Наш опыт совместной работы и обучения у китайских специалистов по боевым искусством свидетельствует о доступности в понимании восточного менталитета. Ярким подтверждением тому служит II-е место команды кафедры спортивно-боевых единоборств СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта на Всемирном фестивале спортивного ушу в Шанхае (1992 г.), когда были побеждены фавориты соревнований команды Японии, Вьетнама, Кореи.

Первое место было присуждено команде Китайской Народной Республики. Знаковым событием этого праздника боевых искусств Китая было вручение Шанхайским Реабилитационным Союзом главному тренеру команды С.-Петербурга С.Г. Гагонину диплома «Эксперта высшей квалификации по тайцзицюань».

О ведущей роли единоборств, развивающих качества необходимые управленцам различного уровня, пишет уникальный человек и ученый, профессор - В.Г. Стрелец: «...прежде всего, для самосовершенствования самоуправления необходимы самолюбие, самообладание, самоорганизация, самодисциплина и др., иначе - главные функции самоуправления. Эти качества формируют и развивают все виды спорта, но мы обратили внимание, что единоборства являются ведущими в этом отношении. Жизнь подтверждает, что представители этих видов спорта впоследствии становятся ведущими менеджерами, управленцами среднего и высшего звена как у нас в стране, так и за рубежом».

В основе предлагаемых методов интенсивного развития психофизических качеств лежат: комплекс боевых приемов Тайцзицюань стиля Ян на основе цигун (даосская йога), выполняемый по методу динамической медитации. В качестве методов статической медитации, наряду с даосскими, предлагается буддийская Випассана медитация.

Очевидно, что большинство людей ставят перед собой какие-то цели и стремятся достичь их. Но все ли успевают в этом? Все ли, будучи здоровыми душой и телом, используют столь удивительные задатки? Все ли знают о подлинных возможностях собственного ума применительно к различным жизненным задачам? Возьмем, например, способность чувственного восприятия. За какую-то секунду человеческий мозг способен обрабатывать информацию, сопоставимую с 400 миллиардами бит компьютерной информации в секунду. Мы же распознаем, так сказать, только 2000 бит из них, которые касаются окружающей нас среды, тела и времени, т.е. мы живем в мире, в котором мы видим только вершину огромного айсберга. Это значит, что в мозгу постоянно разворачивается действительность, принимается информация, которую мы воспринимаем в мизерных количествах.

Возникает вопрос: возможно ли самостоятельно усовершенствовать свой биокомпьютер для максимально эффективного функционирования всего организма? Используя компьютерную терминологию, можно предположить, что аналогом программного обеспечения нашего белково-коллоидного компьютера является психика человека. Таким образом, данный вопрос можно сформулировать иначе: возможно ли депрограммировать или перепрограммировать заложенные в память программы, очистить память от ненужных «файлов», обезопасить себя от нежелательных влияний типа вирусов и спама? Ответ на этот вопрос заложен в высказывании профессора В.Г. Стрельца «Человек, как дитя Природы, Космоса, Вселенной, не может и не должен управлять природой, но он должен управлять собой. Он - создатель самого себя, своего ума, настроения, здоровья, счастья, благополучия… Он должен изучать законы Природы, Космоса, Вселенной и помогать им своими знаниями и опытом. Человек должен изучать себя, и этот путь познания бесконечен, как сама Вселенная. Человек должен и может управлять собой для самосовершенствования».

Человек с позиции теории самоорганизации существует за счет постоянного обмена с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Цель такой структуры -достижение максимально возможного устойчивого состояния в контексте тех условий среды, в которых она находится. Самоорганизация человека на пути к акме выглядит многоэтапным процессом. В общем виде она складывается из процессов самоподготовки и самореализации.

Самоподготовка, в свою очередь, состоит из самообразования и самовоспитания. На данных этапах человеком формируется творческий потенциал. Вклад самообразования в этот процесс предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые, не предусмотрены официальной системой образования, но необходимы лично ему для осуществления собственных целей. Самовоспитание — это формирование у человека определенных моральных качеств, которые не гарантируются той социальной средой, в которой происходит воспитание. После того, как у человека сформированы необходимые для жизни знания, умения, навыки и система нравственных ориентиров, начинается процесс самореализации.

Самореализация также двухкомпонентна и включает самовыражение и самоутверждение. Самовыражение - это последовательное продвижение к вершинам профессионального мастерства. На этом этапе человек проявляет себя как творец и создатель значимых для него ценностей. Так как жизнь человека не замкнута на себя, то неизбежно столкновение с внешней средой. Продукты деятельности человека на этапе самоутверждения испытывают оценку социума (значимы ли эти продукты для общества). В идеальном случае максимум самовыражения (профессиональное акме) должен сойтись с максимумом самоутверждения (социальное акме).

"Человек должен и может управлять собой для самосовершенствования»".